Добровольный помощник

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Прокуратура информирует    

ПРОКУРАТУРА ЛЕНСКОГО РАЙОНА


  678144, г. Ленск РС(Я) ул. Ленина, 68    |    тел.(факс) 8(411-37)42-2-02     |     lenskproc@gmail.com 

Правовое просвещение (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ)

Обзор мер государственной поддержки организаций и предпринимателей в сфере закупок товаров, работ, услуг в связи с санкциями

Общие послабления в сфере закупки товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Уменьшены сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта. По общему правилу они не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Для ряда заказчиков предусмотрен переходный период.

Внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, упростившие и ускорившие порядок оплаты по контрактам с казначейским сопровождением. Указанные поправки, в частности, предусматривают, что в 2022 году:

- оплата за поставленные товары по ряду контрактов перечисляется на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе);

- ряд контрактов освобождены от казначейского сопровождения, если их цена не превышает 5 млн руб.;

- субъекты РФ и муниципальные образования могут самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 млн руб., которые подлежат казначейскому сопровождению. Это распространяется на контракты, финансируемые соответственно из бюджета субъекта РФ или местного бюджета.

До 31 декабря 2022 г. заказчик вправе не требовать обеспечить исполнение контракта (гарантийных обязательств). Исключение - случай, когда контракт предусматривает выплату аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению.

Правительство РФ определило дополнительные основания для проведения закупки у единственного поставщика. Так, до 31 декабря 2022 г. можно осуществить такую закупку на основании акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации, которые принимаются в установленных случаях. При осуществлении такой закупки надо соблюсти установленный порядок, в частности выполнить требование о том, что обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью. Минфин России уточнил: контракт на основании такого дополнительного случая должен быть заключен не позднее 31 декабря 2022 г. Срок его исполнения с учетом положений бюджетного законодательства может истекать после этой даты.

Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации. Минфин России в частности отметил: Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ могут предусмотреть в решении условия его применения. В частности, возможность изменить условия контракта может быть поставлена в зависимость от факта совершения сторонами определенных действий. Эти органы власти принимают решения и издают акты в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и (или) ограничительных мер. Заказчики списывают штрафы и пени с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в полном объеме, при предоставлении ими соответствующих документов.

Списывается неустойка по контрактам, по которым в 2022 г. обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021-2022 гг. цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта.

Минфин России разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не будет включен в РНП, если представит на заседание комиссии уполномоченного органа информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы в виде санкций и (или) ограничительных мер (например, санкции введены в отношении закупаемого товара). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В 2022 г. заказчики - получатели средств федерального бюджета (в том числе бюджетные и автономные учреждения) предусматривают в ряде контрактов авансовые платежи в следующих размерах (но не более ЛБО):

1) от 50 до 90% суммы контракта - в обязательном порядке, если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению;

2) до 50% - если денежные средства ему не подлежат. В этом случае аванс можно установить и в размере 0%.

Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных размеров или установить в уже заключенных контрактах условие о выплате аванса, если изначально его не было. Изменения можно внести при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности установления размера обеспечения контракта.

Правительство рекомендует учитывать новшества высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ и местным администрациям.

Правительство установило порядок изменения в 2022 г. существенных условий "строительных" контрактов. Внести изменения можно в отношении закрытого перечня условий при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, которые влекут невозможность его исполнения. Например, допускается изменить спецификации и типы оборудования, предусмотренные в проектной документации. Изменения вносятся в пределах доведенных ЛБО на срок исполнения контракта. Определена процедура подписания сторонами дополнительного соглашения, которое после подписания заказчиком размещается в реестре контрактов.

Кроме того, Правительство РФ продлило право некоторых заказчиков изменять "строительные" контракты при соблюдении ранее установленных Правительством РФ условий. Теперь изменить можно контракты, заключенные до 31 декабря 2022 г.

Кроме того, с соблюдением п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить существенные условия "строительных" контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г. на год и более, цена которых - 1 млн руб. или более, если в ходе их исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя.

Банки, которые выдают независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств, должны соответствовать требованиям о наличии кредитного рейтинга на 1 февраля 2022 г.

 

Дополнительные требования к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ

С 1 июля 2022 г. необходимо устанавливать дополнительное требование к участникам об отсутствии в РНП по Закону N 44-ФЗ сведений о них и других лицах из заявки, включенных в РНП из-за отказа от исполнения контракта в связи с введением в отношении заказчика санкций (мер ограничительного характера). Требование устанавливается, когда заказчик не предусмотрел требование к участникам по ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

 

Особенности закупки лекарств, медизделий по Закону N 44-ФЗ

Государственные и муниципальные медорганизации могут приобретать лекарства, медицинские изделия и расходные материалы у единственного поставщика при соблюдении условий:

- закупка электронная;

- товары произведены единственным производителем на территории РФ или в стране, не вводившей санкции против России;

- закупка одобрена учредителем медорганизации;

- годовой объем закупок по такому основанию - не более 50 млн руб. для лекарств или расходных материалов и не более 250 млн руб. для медизделий;

- приемка поставленных товаров осуществляется через ЕИС.

Допускается закупка у едпоставщика лекарств и медизделий, не имеющих отечественных аналогов, при условии, что:

- единственный производитель происходит из страны, не вводивший санкции против России;

- едпоставщик внесен в соответствующий реестр.

Приведенные нововведения действуют два года.

Минфин России пояснил: закупки, предусмотренные п. п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, нельзя проводить в порядке, установленном ч. 12 ст. 93 данного Закона.

Максимальная стоимость закупки у едпоставщика лекарственных препаратов, назначаемых по медпоказаниям, увеличена с 1 млн руб. до 1,5 млн. руб.

Заказчик может проводить электронный запрос котировок при закупке медоборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек). Это возможно при условии, что НМЦК не более 50 млн. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 750 млн. руб. Послабление действует до 1 августа 2022 г.

С 25 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. не действуют требования к формированию лотов при закупке медицинских изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.

В 2022 и 2023 гг. закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий не учитываются при определении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО, предусмотренной ч. 1 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Правило действует для заказчиков - федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им госучреждений и ГУП, а также муниципальных медицинских организаций.

 

Особенности проведения строительных закупок "под ключ" по Закону N 44-ФЗ

До 1 января 2024 г. предметом одного контракта могут быть работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства и поставка оборудования, необходимого для его эксплуатации. Это возможно, когда в проектной документации объекта капстроительства предусмотрено такое оборудование. В контракте необходимо раздельно указать стоимость "строительных" работ и стоимость поставки оборудования, предусмотренного проектной документацией.

 

Особенности размещения в ЕИС сведений по Закону N 223-ФЗ

Введение санкций со стороны недружественных стран или принятие ограничительных мер непосредственно в отношении осуществляющего закупку заказчика (для кредитной организации - в отношении нее или ее контролирующего лица) является основанием для обязательного неразмещения в ЕИС информации:

- о закупке товаров, работ, услуг;

- поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.

Минфин России разъяснил следующее:

- такие заказчики применяют приведенное правило ко всем закупкам, в том числе находящимся на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с 07.03.2022 либо со дня, когда в отношении заказчика введены санкции (ограничительные меры);

- они проводят конкурентные закупки (в том числе электронные) закрытым способом. Такие закупки в электронной форме проводятся только на специальных электронных площадках;

- они проводят неконкурентные закупки, при которых информация не размещается в ЕИС. При проведении таких закупок в электронной форме учитывают необходимость обеспечить меры по защите размещаемых и формируемых информации и документов;

- закупки, осуществляемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301, не включают в план закупок, не учитывают при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП. Сведения о заключенных договорах с 07.03.2022 не включают в реестр договоров. В отношении договоров, информация о заключении которых размещена в реестре до указанной даты, в реестр не включаются сведения об исполнении, изменении и расторжении.

 

Поддержка субъектов МСП и самозанятых при закупках по Закону 223-ФЗ

Сокращен срок оплаты по договорам с СМСП и самозанятыми, заключенных в целях исполнения требований Постановления N 1352.

Оплатить товары (работы, услуги) по таким договорам (отдельным этапам) необходимо в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке, если они заключены по результатам закупок, проводимых между любыми участниками, в том числе данными субъектами либо закупок, проводимых только среди этих субъектов (п.п. 14(3), 28 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

Если установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа данных субъектов, то в документацию включается обязательное условие о том, что срок оплаты по договорам с ними составляет не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке (п. 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

 

Отдельные особенности проведения закупок и изменения договоров по Закону N 223-ФЗ

Запрещено без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти закупать в рамках Закона N 223-ФЗ:

- иностранное программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, с целью его использования на принадлежащих заказчикам значимых объектах критической информационной инфраструктуры;

- услуги, необходимые для использования этого ПО на таких объектах.

Запрет не касается заказчиков - организаций с муниципальным участием.

С 1 января 2025 г. заказчикам - органам госвласти запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Юрлицам, осуществляющим закупки по Закону N 223-ФЗ, рекомендовано в заключаемых договорах, подлежащих исполнению в 2022 г., устанавливать аванс в размере не менее 50% от НМЦД при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств.

Минфин России указал: если иное не предусмотрено положением о закупке заказчика, заключенным договором, то стороны вправе по соглашению сторон внести изменения в договор в порядке, определенном гл. 29 ГК РФ, в том числе в случае существенного изменения обстоятельств. Если в положении о закупке нет такой возможности, заказчик вправе внести в него необходимые изменения.

В Законе N 223-ФЗ закрепили максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. По общему правилу он не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Другой срок может быть предусмотрен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Кроме того, иной срок оплаты заказчик вправе установить в положении о закупке. В документ необходимо включить конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются.

Правительство рекомендовало заказчикам по Закону N 223-ФЗ при изменении существенных условий "строительных" договоров учитывать порядок, установленный для изменения в 2022 г. "строительных" контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ.

 

Особенности проведения строительных закупок "под ключ" по Закону N 223-ФЗ

С 1 июля 2022 г. предметом одного договора могут быть одновременно:

- подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства. Если проектная документация объекта капстроительства предусматривает оборудование, необходимое для его эксплуатации, наряду с выполнением указанных работ в предмет договора можно включить поставку такого оборудования;

- выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства и поставка оборудования, необходимого для его эксплуатации. Это касается случая, когда проектная документация объекта капстроительства предусматривает такое оборудование.

Заместитель прокурора района Е.М. Костин

Добавить комментарий

Читайте также: