Добровольный помощник

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Интернет-приёмная главы города Хоронова

Прокуратура информирует    

ПРОКУРАТУРА ЛЕНСКОГО РАЙОНА


  678144, г. Ленск РС(Я) ул. Ленина, 68    |    тел.(факс) 8(411-37)42-2-02     |     lenskproc@gmail.com 

Правовое просвещение (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ)

Скажем «НЕТ» коррупции

Что такое коррупция: формы и виды?

Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление. Определение термина коррупция указанно в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и имеет весьма сложную структуру.

Выражаясь простым языком можно определить коррупцию, как процесс или акт, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения или обогащения третьих лиц. Именно корысть позволяет отграничить коррупцию от иных должностных правонарушений.

Так, не относятся к коррупции допускаемые должностными лицами карьеризм, желание скрыть свою некомпетентность или не быть привлеченным к ответственности, ложно понятые интересы службы и т.д.

Часть форм коррупции приведены в самом определении термина «коррупция». К ним относятся, например, взяточничество, злоупотребление служебным положением (конечно же, с корыстным мотивом), коммерческий подкуп. Это уголовно-наказуемые деяния.

Кроме того, существует и огромный блок запретов, ограничений и обязанностей, направленных на противодействие коррупции. К таковым относятся:

- обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и об имуществе;

- обязанности по урегулированию конфликта интересов;

- запрет заниматься определёнными видами деятельности, например, предпринимательской и т.д.

Могут ли государственные и муниципальные служащие заниматься иной работой? Не нарушает ли это запрет?

Для лиц, замещающих государственные должности, будь то министры, депутаты Ил Тумэн на постоянной основе и т.д., установлен запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, граждан и организаций по общему правилу.

Для государственной и муниципальной службы такого ограничения и запрета нет. Есть лишь обязанность по уведомлению работодателя. Обращаю внимание - уведомлению, а не получению разрешения. И, конечно же, обязанность по недопущению конфликта интересов.

Но коммерцией служащим заниматься нельзя. Государство запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Будет ли конфликт интересов, если министр или иное должностное лицо устроит в подведомственную организацию своего родственника?

Конечно, при назначении на руководящую должность в подконтрольной организации возникает ситуация, сопряженная с конфликтом. И даже если на указанную должность назначает не сам министр, то уведомить о возможном конфликте своего работодателя он обязан. Например, в этом году подобные нарушения были выявлены прокуратурой в действиях министра связи и информационных технологий республики. Данный министр был отстранен от занимаемой должности, а после покинул свой пост.

При трудоустройстве бывшего служащего необходимо 2 года сообщать о его назначениях по месту последней службы. Распространяется ли это на передвижение по службе?

При передвижении в рамках одной организации – нет. Но если служащий в течении 2 лет повторно устраивается в одну и туже организацию, то необходимо направлять два уведомления. Иначе руководитель и организация могут быть привлечены за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, где штраф для юридических лиц составляет до 500 тысяч рублей.

В обязательном ли порядке лицо, допустившее конфликт интересов, подлежит увольнению?

Несмотря на то, что федеральный закон предусматривает ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия в отношении лиц, допустивших и неурегулировавших конфликт интересов, практика позволяет применять и более мягкие виды дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор и т.д.

Об этом, кстати, также указано в июльских методических рекомендациях Минтруда, изданных во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации.

Итоговое решение о применении или неприменении взыскания и его вида принимает работодатель. Решение комиссии для него носит рекомендательных характер.

Роль общественности в борьбе с коррупционными проявлениями

Основным источником информации, как для прокуратуры, так и для остальных правоохранительных органов, являются сообщения граждан о совершенных коррупционных преступлениях и правонарушениях.

К сожалению, большинство из них, сводятся к оспариванию решений или действий должностных лиц. Их часто считают коррупционерами только из-за занимаемой должности. В быту распространено мнение, что раз чиновник, то значит коррупционер, имеет место формулировка «не просто так же он это сделал». Вместе с тем, каждому обращению уделяется особое внимание, проводится полный комплекс проверочных мероприятий, чтобы установить истину. Имеют место случаи, когда даже в республиканских органах должностные лица были вынуждены уволиться после прокурорской проверки по обращениям граждан.

Освобождается ли лицо, давшее взятку и сообщившее об этом, от ответственности?

Да, в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лица, сообщившие о факте взятки и способствовавшие раскрытию данного преступления, освобождаются от уголовной ответственности.

Это очень действенная мера для лиц, которые осознали последствия совершенного ими преступления и готовы сотрудничать со следствием.

Могу достоверно сказать, что на нашей практике не единичны случаи, когда лица, в силу сложившихся жизненных ситуаций, приходят в правоохранительные органы и сообщают о ранее совершенных преступлениях.

Механизмы защиты дли лиц, сообщивших о фактах коррупции

Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях, это важная государственная задача.

Так, согласно Указу Президента от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам сообщившим о фактах коррупции.

Согласно данному порядку рассмотрение вопросов их привлечения к ответственности или увольнения осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.

У нас уже есть практика, когда прокуратура не позволяла уволить лиц, сообщивших о фактах коррупции.

Кроме того, для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может рассматриваться вопрос о государственной защите, как участника уголовного судопроизводства.

В любом случае обращения в прокуратуру мы обдумаем какой комплекс мер и гарантий применить для заявителя в конкретной ситуации.

Памятки и буклеты

На сайте Генеральной прокуратуры Российской федерации в разделе «Противодействие коррупции», в подразделе «Что нужно знать о коррупции» (https://www.genproc.gov.ru/anticor/anticor-legal-education/) размещены:

- компьютерная программа "Мы против коррупции";

- памятки и буклеты для населения, разъясняющие порядок, методы и способы противодействия коррупции:

Буклет. Эстафета добрых дел

Буклет. Коррупция вчера - сегодня - завтра

Буклет. История одного чиновника

Памятка. МЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ!

Памятка. МЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ НА ДОРОГАХ!

Памятка. МЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ! 

Памятка. МЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ! 

Памятка. МЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ! 

Прокурор Ленского района Ш.Х. Нургалеев

Скажем нет коррупции

Добавить комментарий

Читайте также: